Адептус Астартес (Adeptus Astartes), они же космические десантники (space marines) и ангелы смерти (Angels of death) — генетически улучшенные сверхлюди из сеттинга Warhammer 40000, элитные вооружённые силы Империума. Один из главных символов сеттинга.
Игре за космических десантников посвящена система Deathwatch. Также их участие возможно в игре Dark Heresy. Космические десантники-отступники — возможный выбор персонажа в игре Black Crusade.
Прототипом космических десантников послужили войска, с помощью которых Император вёл войны за объединение Терры. Уже на этой стадии стало понятно, что несмотря на достоинства силовой брони, основным ограничителем её применения является защищённый ей человек, не умеющий действовать в броне так, словно она является продолжением тела. После утраты примархов, на фоне ожидаемых трудностей в Великом крестовом походе (акции по объединению всех планет человечества в галактике) Император попробовал решить эту проблему, создав космических десантников. Для создания был использован оставшийся в распоряжении Императора генетический материал примархов; таким образом, каждый космический десантник является генетическим потомком одного из примархов (а с учётом распространённого взгляда на примархов как на «детей Императора» — «внуком» Императора).
В отличие от полностью созданных «в пробирках» примархов, процедура создания космического десантника подразумевает вживление кандидату набора вызывающих перестройку организма желез и дополнительных органов (имеющих общее название «генетическое семя» (geneseed)). Процедура должна осуществляться в раннем возрасте, когда формирование организма кандидата не завершено (после 15-16 лет создание космического десантника из человека крайне затруднено и рискованно). Так как все примархи были мужчинами, организм реципиента тоже должен быть мужским. Космические десантники не размножаются обычным путём — вместо этого их организм со временем производит так называемые прогеноидные железы (особенно ценятся прогеноды героев и ветеранов космических десантников), которые могут быть извлечены из организма и пересажены новым кандидатам.
Из-за того, что космические десантники предназначены для «массового производства» подготовка их материала неизбежно шла менее тщательно, чем примархов. В результате каждый из легионов космических десантников имел некоторый генетический дефект, обычно малозаметный во времена Императора, но усилившийся позже, в наследниках легионов.
Физические возможности.
Космические десантники созданы как идеальные воины, изначально ориентированные на использование силовой брони, что и определяет их качества. Создание космодесантника — не мгновенный процесс. Между вживлением первых элементов геносемени и превращением кандидата в космического десантника с полным набором органов и соответствующим образом обученного, проходит несколько лет (иногда — десятилетие и больше). Подготовленные для боевых действий, но ещё не полностью изменённые физически кандидаты обычно называются скаутами (scout) и служат в качестве разведывательных и диверсионных сил своего ордена. Из-за общего упадка технологии в Империуме создание космодесантника в 41-ом тысячелетии является нестабильным процессом, и многие кандидаты погибают на разных его стадиях.
Список имплантируемых органов космодесатника.
Ниже приводится в порядке приобретения:
Второе сердце (Secondary Heart) — дополнительное сердце способно подменять основное и усиливает кровоток по всему телу, эффективно снабжая кислородом новые органы.
Оссмодула (Ossmodula) — железа, изменяющая и ускоряющая рост костей. Благодаря этому кандидат в космодесантники изменяет свои пропорции, увеличивается в росте (средний рост космодесантника — порядка 2,5 метров), а его кости меняют химический состав, укрепляясь. Также благодаря влиянию оссмодулы рёбра космодесантника сращиваются пластинами, превращая его грудную клетку в замкнутую костяную капсулу.
Бископия (Biscopea) — железа, ответственная за рост мышц и изменение гормонального баланса космодесантника. Скорость реакции и физическая сила полностью сформированного космодесантника находятся далеко за гранью человеческих возможностей.
Гемастамен (Haemastamen) — орган, имплантируемый в кровеносную систему. Изменяет состав крови, увеличивая содержание гемоглобина, а также поддерживает работу других искусственных органов.
Орган Ларрамана (Larraman’s Organ) — небольшой имплант, помещаемый в грудную клетку. Ответственен за выработку так называемых телец Ларрамана (они же клетки Ларрамана, Larraman cells), благодаря которым раны космического десантника зарубцовываются практически мгновенно и ему не угрожает гибель от потери крови.
Каталептический узел (Catalepsean Node) — имплантируется в мозг, позволяя управлять фазами сна. За счёт этого органа космодесантник может «спать» путём частичного отключения тех или иных участков мозга при сохранении сознания и готовности к действиям. Подобный отдых не заменяет сон полностью, однако тренированный космодесантник спит не более 4 часов в сутки, а также может обходиться без сна около двух недель.
Преомнор (Preomnor) — «второй желудок», способный задерживать потенциально опасные вещества, попавшие в пищеварительный тракт.
Омофагия (Omophagea) — улучшение нервной системы, позволяющее космодесантнику усваивать некоторую часть информации, содержащуюся в памяти поедаемых существ. (Самая сомнительная и реже всего упоминающаяся в источниках по миру способность космодесантиков). За счёт связи нервов омофагии со стенками желудка космодесантник может получать часть генетически заложенных умений съеденной жертвы (как в случае в орками мира Warhammer) или какую-то долю информации из долговременной памяти хозяев поедаемой плоти в виде видений и «вспышек озарения». Наличие этого импланта объясняет распространённые в некоторых орденах псевдоварварские ритуалы, включающие, например, питьё крови.
Третье лёгкое (Multi-lung) — дополнительное лёгкое, снабжённое эффективной системой очистки от ядов. Позволяет космодесантнику дышать в условиях нехватки кислорода, под водой и в сильно загрязнённой атмосфере.
Оккулоб (Occulobe) — орган в основании мозга, управляющий изменением глаз. После завершения трансформации глаза космического десантника существенно превосходят человеческие по остроте зрения и могут видеть при весьма слабом освещении.
Ухо Лимана (Lyman’s Ear) — замена естественных ушей космодесантника. Усиливает вестибулярный аппарат Астартес, позволяя совершать акробатические трюки и управлять техникой на большом ускорении без неприятных ощущений. Также улучшает способность различать звуки и отсеивать нужные на фоне шума.
При-ан мембрана, она же мембрана замедленной жизнедеятельности, анабиозная мембрана (Sus-an Membrane) — плёнка, изначально имплантируемая над головным мозгом, постепенно охватывает весь мозг. Не работает без последующей химической терапии и специального обучения. Потенциально позволяет космодесантнику входить в состояние приостановленной жизнедеятельности — осознанно (с помощью комплекса специальных медитативных техник) или рефлекторно, в случае серьёзных травм приостанавливая процессы в организме, позволяя дожидаться помощи годами. Наибольшее зафиксированное время пребывания в этом состоянии (завершившееся успешным оживлением) — 567 лет (брат Силас Эрр (Silas Err) из Тёмных ангелов).
Меланохромный орган (Melanchromic Organ) — отвечает за быстрое изменение уровня пигментов в коже. Благодаря этому органу космодесантники могут выдерживать заметно большие дозы вредных излучений, чем простые люди.
Оолитическая почка (Oolitic Kidney) — улучшенный фильтр для кровеносной системы, делающий космодесантника почти неуязвимым для ядов. Побочным эффектом является возможная потеря сознания при экстренном противодействии особо сильным токсинам, когда силы организма бросаются на ускоренную перекачку крови через почку.
Нейроглоттис (Neuroglottis) — орган, усиливающий чувство вкуса (и отчасти обоняния). Благодаря нему космодесантники способны распознавать многие яды на вкус, а также идти по следу по запаху цели не хуже охотничьей собаки.
Мукраноид (Mucranoid) — железа, позволяющая коже выделять особую защитную субстанцию, которая помогает космодесантнику переносить опасно высокие и низкие температуры. Также подобная защитная плёнка позволяет космодесантнику выживать в вакууме, но весьма ограниченный срок.
Железа Блетчера (Betcher’s Gland) — пара желез, вырабатывающих яд контактного действия. Лишённый оружия космодесантник способен плеваться ослепляющим ядом (хотя малый эффективный радиус этого оружия делает его бесполезным в обычных условиях). Также ядовитый секрет желез обладает слабым коррозивным действием. Космодесантник может «проплевать» себе путь через решётки или разъесть кислотной слюной оковы, но это требует весьма значительного времени (порядка нескольких часов).
Прогеноиды (Progenoids) или прогеноидные железы. Единственный способ воспроизводства космических десантников. Каждый сформированный космодесантник имеет две прогеноидные железы — в основании шеи и в грудной полости. Эти железы со временем производят новые комплекты генетического семени, которые должны быть хирургически удалены и пересажены новым кандидатам на роль космодесантника.
Чёрный панцирь (Black Carapace) — последний имплантируемый орган. Плёнка, пересаживаемая под кожу торса космодесантника, имеющая множество нервных окончаний. Позволяет космодесантнику подключать силовую броню непосредственно к своей нервной системе и действовать так, словно она является частью его тела.
Помимо физических улучшений и интенсивной физической тренировки, космодесантники проходят курс жесточайшей боевой подготовки, обучаясь использованию разных видов оружия, рукопашному бою и тактике. Так как многие ордена набирают кандидатов с диких и варварских миров (отдавая предпочтение физическому здоровью и привычке к опасностям, а не цивилизованности), начальный курс может проводиться с применением гипнотических техник для ускорения. Использование совершенного тела космического десантника требует соответствующего разума, потому подготовка Астартес включает в себя развивающие сознание методики — в результате космодесантник контролирует своё тело лучше, чем обычный человек (даже без учёта особенностей физиологии Астартес). Многие космодесантники развивают фотографическую память, отличаются высокой скоростью мышления и так далее (хотя основная сфера применения этих умений — война).
Астартес накапливают богатейший тактический опыт за свою жизнь, особенно с учётом того, что продолжительность жизни космодесантника весьма велика — к примеру, Данте, магистр ордена Кровавых ангелов, находится на этом посту более тысячи лет. Точная предельная продолжительность жизни космодесантника неизвестна — сверхчеловеческая физиология Астартес не поддаётся старости (или, во всяком случае, космодесантники не доживают до неё с учётом постоянных войн, в которых они участвуют). Естественным завершением карьеры для космодесантника является гибель на поле боя; избранные ветераны, проявившие чудеса героизма, могут надеяться на продолжение существования в качестве дредноутов после смертельных ранений.
Организация.
После Ереси Гора в Империуме возобладало мнение, что власть над столь огромной силой как легион космического десанта не может быть доверено одному лицу. В результате принятия Кодекса Астартес космодесантники были разделены на ордена — группы примерно в тысячу бойцов, каждая из которых существует автономно и управляется своим магистром. В целом такие организации космодесанта весьма напоминают средневековые рыцарские ордена. Подобный орден имеет весьма широкие полномочия (достаточно сказать, что большинство планет-баз орденов не платят обычной имперской десятины, вместо неё поставляя рекрутов для космодесанта), может иметь собственный флот и вспомогательные силы, но из-за своей малочисленности не может вести глобальные боевые действия. Вместо этого основная сфера применения космодесанта — молниеносные точечные операции. В глобальных кампаниях, вроде войн за Армагеддон, задействуются силы многих орденов; фактически любая масштабная операция проводится космодесантом при поддержке сил Имперской гвардии (занимающей расчищенные стремительной атакой позиции) и флота.
Кодекс Астартес, хотя и считается основополагающим трудом, исполняется в точности далеко не всеми орденами. Некоторые ордена позволяют себе малые отступления от кодекса, что может быть связано с их предпочитаемой тактикой или особенностями снабжения — к примеру, орден не имеющей планеты-базы и постоянно размещающийся на борту собственного флота будет иметь иные приоритеты относительно транспорта и снабжения рекрутами, другие же отступают от кодекса более существенно. Наиболее известные некодексные ордена — Космические волки (орден первого основания, не принявший требования кодекса и фактически сохранивший структуру легиона) и Чёрные храмовики (орден второго основания, ведущий постоянный крестовый поход и отказывающийся ограничивать свою численность). Помимо этих примеров, имеются и менее явные. Так орден Тёмных ангелов, при соблюдении большей части положений кодекса, сохраняет неявный контроль за орденами-наследниками (командный состав каждого из орденов входит в единую тайную организацию, занятую сохранением главной тайны первого легиона и восстановлением его чести). Тем не менее отступления от кодекса позволяются или орденам ранних оснований (имеющим большие заслуги перед Империумом), или при наличии существенных оснований для этого (к примеру, дефекты и особенности генокода, вынуждающие к иной форме организации боевых групп). Попытки воссоздать легионы в прежнем объёме не допускаются — характерным примером может служить кровопролитная Бадабская война, вызванная попытками Люфгта Гурона реструктурировать свой орден Звёздных когтей (Astral Claws), воссоздав легион в миниатюре. Несмотря на потенциальные выгоды от этого, Когти были отлучены и против них (и их союзников) был предпринят масштабный поход силами нескольких орденов.
Две организации космодесантников не связаны обычными ограничениями. Первая из них — Караул смерти (Deathwatch), составленная из членов разных орденов организация для борьбы с ксеноугрозами под контролем Инквизиции. Вторая — орден Серых рыцарей, элитный орден космодесанта под контролем всё той же Инквизиции, предназначенный для борьбы с угрозами высочайшего уровня (обычно — с демонами).